На свете много отличных брендов, имеющих миллионы поклонников, но даже среди этих жемчужин некоторые выделяются из общей массы, представляя собой бриллианты чистейшей воды. Сегодня говорим о лучших из лучших, и никак не меньше. История бренда Mammut – это история настоящего корифея в своей области: один только возраст компании – более ста лет – говорит о реальной проверке временем, которая пройдена с честью. Фирма была основана в ту пору, когда ниша outdoor-снаряжения даже близко не была такой востребованной и популярной, как в наши дни. Причём на протяжении этих десятилетий, Маммут даже и не думал следовать модным трендам, он просто создавал их сам. Сегодня компания представлена более чем в 40 странах и считается одним из самых полных поставщиков на сегодняшнем рынке – ассортиментный ряд из обуви, одежды и снаряжения покроет любые самые требовательные запросы в полном объёме. Так с чего же всё начиналось?
Подобно многим современным многомиллиардным IT-корпорациям, зародившимся в частных гаражах, история фирмы также взяла своё начало из маленького домашнего производства, специализация которого никак не претендовала на массовость. В 1862 в швейцарском городке Динтикон компанию открыл плетельщик канатов Каспар Таннер. До этого он долгое время изучал премудрости своего ремесла в Германии. А так как он был настоящим мастером своего дела, его канаты и верёвки быстро снискали популярность среди местных фермеров – ни один сбор и транспортировка урожая не обходились без использования продукции Таннера. Дела пошли настолько хорошо, что в 1878 году встал вопрос о расширении производственных мощностей: в Ленцбурге был построен небольшой завод и складские помещения. Здесь уже активное участие в бизнесе стало принимать новое поколение: сын Таннера, Оскар, помог в обустройстве новых цехов и взял курс на расширение компании. Амбициозный предприниматель запатентовал оборудование для плетения верёвок, изобретённое отцом, а прибыль реинвестировал в строительство новой многоэтажной фабрики и станков для неё. В начале нового века фирма регистрируется как Seilerwarenfabrik AG, а затем продаётся другому собственнику, и на этом история семейного подряда заканчивается, но начинается история легендарного бренда, каким мы его знаем.
Новый хозяин, в свою очередь, вынашивал планы по выходу на международный рынок. По этой причине во время Второй мировой войны он проводит ребрендинг: рождается известное каждому из нас название Mammut (англ. «мамонт»), разрабатывается логотип и меняется специализация: вместо верёвок для фермеров теперь это верёвки для спорта. При этом солидная часть прибыли вкладывается в финансирование научных изысканий по разработке современных материалов для улучшения качества продукции, и это даёт свои результаты. Идея делать канаты из нейлона вызвала производственный скачок и привела к рождению продуктов, впоследствии ставших легендой. Новая технология позволила производить альпинистские верёвки, которые на порядки превосходили по прочности и износостойкости изделия из конопли. Первопроходцем была Mammut Argenta, она стала предтечей уже совсем инновационного продукта Mammut Everest, где впервые был использован способ, который применяется во всех канатах для спасательных работ и для страховки по сей день: прочный сердечник, как основа, с оплёткой поверх него. Апофеозом данной линейки стало изобретение динамической верёвки, которая в состоянии амортизировать экстремальные нагрузки при срывах со скал, она была чрезвычайно высоко оценена альпинистским профессиональным сообществом.
Компания десятилетиями доказывала свою преданность делу, что в конце 1970-х позволило стать ей общепризнанным экспертом в специфике скалолазания и экстремальных моментах, сопутствующих ему. Дальше – больше: в 78-м появляется первая линейка одежды с Gore-Tex, защищающая туристов от всех «прелестей» высокогорных условий, затем пришло время спальных мешков и первых в истории брюк из софтшелла. В альпинистских кругах это произвело настоящий фурор – даже самые завзятые консерваторы не преминули воспользоваться возможностью смены устаревших шерстяных штанов на новые, дышащие и быстросохнущие. Mammut продолжил радовать своих поклонников и дальше, представив коллекцию «полного цикла» для скалолазов – от одежды до карабинов с верёвками. Успехи компании предоставили ей все возможности для настоящей экспансии: приобретение множества локальных монобрендов позволило расширить свой и без того внушительный ассортимент. Особняком стоит работа Мамонтов над продвижением лавинного бипера Barryvox: датчик успешно выведен на розничный рынок, продолжая тем самым генеральную линию компании – оберегать жизни.
Успех Mammut в значительной степени обусловлен грамотной подборкой амбассадоров бренда: это самые выдающиеся представители горного экстрима, чемпионы и рекордсмены мира. Таким образом, все тесты снаряжения проводят именно те, для кого оно предназначено, в условиях, для которых оно предназначено. Кроме того, в начале 10-х годов компания приложила значительные усилия для медийной раскрутки своего бренда, справедливо решив, что в век телевидения и интернета обходиться без этого попросту глупо. Об их проекте Mammut Peak, запущенном в честь 150-летия фирмы, не слышал только ленивый: в её ходе альпинистами были покорены 150 самых интересных вершин мира, и всё это предельно широко освещалось в СМИ. А потрясающие фото иллюминации Маттерхорна, горы в Пеннинских Альпах до сих пор поражают воображение. Ресурс Project 360 с помощью современных технологий воплотил в реальность то, что пару десятков лет назад казалось научной фантастикой – теперь любой его пользователь может совершить виртуальное восхождение на любую из 20 представленных вершин, причём главным гвоздем программы стало покорение Эвереста! Сведения и фотоотчёты в специальном формате собирались в течение нескольких лет: Маммут организовал и оплатил эти покорения. Компания не только заняла прочное и лидирующее место на современном рынке походного снаряжения, несмотря на огромное количество конкурентов, дышащих в затылок, но и выступила главным популяризатором этой увлекательной игры – поиска приключений.