Содержание
Типы лодочных моторов
Как рассчитать мощность двигателя
Выбираем оптимальный дейдвуд
Разновидности систем пуска и управления
Популярные производители моторов для ПВХ-лодок
К вопросу о регистрации
Фото от tamara-garcevic на unsplash
Пожалуй, каждый рыбак и даже просто любитель отдыха у воды рано или поздно задумывается о покупке надувной лодки. Ведь с собственным плавсредством можно и добраться до укромной и, безусловно, рыбной заводи на том берегу, и посмотреть, что там ниже или выше по течению, и получить массу новых впечатлений. Однако на весельном приводе далеко не уплывешь, поэтому стоит сразу рассмотреть вариант покупки мотора для ПВХ-лодки. Ведь многие из последних сегодня уже в базовой конструкции имеют все необходимое для крепления двигателя. Более того, в предлагаемом ассортименте силовых установок можно найти вариант и для лодки, не имеющей транца. Диапазон технических характеристик и цен тоже очень обширен – в нем найдется подходящий вариант для любых задач и на любой бюджет.
Однако такой широкий выбор играет и отрицательную роль. Неподготовленному покупателю может быть непросто определиться, какой лодочный мотор лучше выбрать именно для его целей и задач. А ошибочный выбор может стать в прямом смысле дорогостоящим. Поэтому прежде чем открывать каталог двигателей, нужно проштудировать матчасть и разобраться с ключевыми аспектами выбора по типу и мощности. В этом вам готовы помочь эксперты интернет-магазина «Трофей».
Конкретизируйте свои цели
Прежде чем начинать предметный выбор модели мотора, нужно определиться, для каких целей он вам необходим. Именно характер предстоящих задач будет определять оптимальную мощность и практически все остальные технические параметры, а также, разумеется, цену агрегата.
Фото от anne-nygard на unsplash
Рассмотрим ситуацию из практики:
-
мотор выбирается для рыбалки;
-
дальних вояжей в поисках рыбного места не планируется;
-
водоем спокойный – река с медленным течением или вовсе озеро.
В таких условиях не столь критична будет мощность и производительность, лучше сделать акцент на легкости мотора и топливной экономичности. Кроме того, для вышеобозначенных задач вполне подойдет и двигатель бюджетного класса.
Теперь другая близкая к реальности ситуация:
-
владелец лодки хочет развивать на ней максимально возможную скорость;
-
лодка большая, вместительная и тяжелая, скорее всего, с жестким складным дном.
Для таких условий важна высокая мощность мотора, а также его надежность – он должен выдерживать длительные перегрузки. В этом случае нужно быть готовым заплатить за мотор круглую сумму, кроме того, он будет довольно громоздким и тяжелым.
Разумеется, приведенные примеры близки к крайностям, в то же время они объективно характеризуют потребности многих покупателей. Поэтому теперь поговорим о важных параметрах по отдельности.
Типы лодочных моторов
Традиционный вариант – это бензиновый двигатель. Это вариант, проверенный длительной эксплуатацией, неприхотливый и производительный. Работает он на обычном автомобильном бензине и позволяет развивать на воде достойную скорость. Главный плюс бензиновой тяги – автономность. Расход топлива у небольшого ДВС скромный, поэтому достаточно взять с собой канистру бензина, и вероятность остаться без движения на воде сводится к минимуму.
Фото от boudewijn-huysmans на unsplash
Однако есть у бензиновых моделей и существенные недостатки:
-
они относительно тяжелые и громоздкие;
-
их работа сопряжена с высоким уровнем шума;
-
конструкция ДВС требует периодического обслуживания.
Кроме того, нужно учитывать, что бензиновые моторы для лодки делятся на двух- и четырехтактные модели. Первые дешевле и легче, в их конструкции нередко предусмотрен встроенный бензобак. В то же время они менее удобны, поскольку заправлять их нужно не бензином, а бензомасляной смесью с точными пропорциями топлива и смазки. Еще двухтактники более шумные и менее экономичные.
Четырехтактные двигатели отличаются увеличенным рабочим ресурсом, топливо в них заливается чистым, они тише работают и тратят меньше бензина. Эти плюсы оттеняются повышенной сложностью ремонта, тяжеловесностью и высокой стоимостью.
В целом, 2-тактники – это основной объем всего спроса и предложения на лодочные моторы. Они проще и в транспортировке, и в обслуживании. Главное же преимущество – ощутимо меньшая цена. 4-тактники же предпочитают рыбаки-профессионалы, которые ценят такие моторы за сочетание производительности, меньшей шумности и стабильной тяги на оборотах. Поэтому, если вы специализируетесь на троллинговой рыбалке, то 4-тактный ДВС будет для вас предпочтительней.
Особняком стоят электромоторы. Они привлекательны, прежде всего своей доступностью, бесшумностью, небольшим весом и минимальными требованиями к обслуживанию. С таким мотором можно спокойно сплавляться даже по особо охраняемым акваториям – они абсолютно безвредны для природы. Главным же минусом электротяги является то¸ что такие двигатели питаются от аккумуляторных батарей. А они, как правило, тяжелые и дорогостоящие. Кроме того, подзарядить аккумулятор можно только от электросети – поэтому далеко на электрическом приводе не уплывешь.
Фото от brian-ward на unsplash
Как рассчитать мощность двигателя
Чтобы определить подходящее количество лошадиных сил, в первую очередь обращает внимание на техпаспорт лодки. В подавляющем большинстве случаев в нем будет указание на предельную допустимую мощность силового агрегата, на которую рассчитана конструкция плавсредства.
Теперь вернемся к рассмотренным нами выше ситуациям. Для охоты и рыбалки на относительно небольшой акватории будет достаточно скорости в 6-12 км/ч при условии, что ваше уже снаряженное плавсредство весит не более 120 килограмм. С такой задачей легко справится двухтактный двигатель на 2.5-4 л.с., его потенциала будет достаточно в данных условиях. А если у вас лодка с надувным дном (НДНД) или так называемая плоскодонка, то даже с относительно слабым двухтактником лодка может выйти на глисс.
Если нужны высокие скорости, то и мощность должна быть соответствующей – как минимум 5-6, а лучше 8-10 л.с. Также нужно учитывать, что интенсивность разгона и возможность выхода в глиссирующий режим будет во многом зависеть от того, как расположена нагрузка в лодке. Если перегрузить нос, то она будет постоянно зарываться им в волны. Однако и стаскивать всю поклажу назад не стоит – корма уже и без того отягощена мотором. Оптимальный вариант – равномерное расположение груза в лодке. Это не только упростит набор скорости и выход на глисс, но и повысит безопасность движения.
Чтобы определить точное значение подходящей вам мощности с возможностью глиссирования, воспользуйтесь следующей формулой:
-
определяется общая нагрузка – это совокупный вес лодки, двигателя, пассажиров и всего скарба;
-
делим результат на 30;
-
округляем значение до 0.1;
-
полученная величина и будет искомой мощностью.
Рассмотрим на примере. Вес 320-сантиметровой лодки со всей оснасткой составляет примерно 35 кг. Мотор весит в районе 25 кг. Вес экипажа 160 кг. Бензобак и багаж – еще 30 кг. Итого, собственная масса лодки с двигателем 60 кг, загрузка на 190 кг – получаем 250 кг общей нагрузки. Делим на 30, округляем – и получаем 8.3 л.с.
Однако это минимальное значение, лучше обращать внимание на модели лодочных моторов с запасом производительности. Поэтому, чтобы была возможность отправиться всей семьей в дальний речной вояж, лучше выбирать мотор на 9.8-9.9 л.с. Однако сразу учитывайте, что чем мощнее силовая установка, тем она дороже, больше и тяжелее. То есть сразу предусматривайте наличие места для хранения и возможностей транспортировки.
Фото от dmitrijs-safrans на unsplash
Выбираем оптимальный дейдвуд
Под этим термином понимается длина «ноги» мотора, которая опущена в воду и оканчивается гребным винтом. Длина дейдвуда в большинстве случаев стандартизирована по 3 классам:
-
короткая – 381 мм, наиболее распространенный вариант для 2-тактников с небольшой мощностью;
-
длинная – 508 мм, широко используется на моторах мощностью от 10 л.с.;
-
экстрадлинная – 635 мм, это 4-тактники от 175 л.с.
Однако у отдельных производителей могут иметься свои субкатегории дейдвуда. Например, YAMAHA предлагает эксклюзивные моторы с ультрадлинным 762-миллиметровым дейдвудом.
Лодка ПВХ с жестким транцем требует индивидуальных подсчетов. Определите расстояние от верха транца до днища. По полученной величине выберите подходящую длину «ноги мотора». У мотора дейдвуд измеряется от верхней точки крепления до нижней плоскости антикавитационной плиты.
Большинство лодок под мотор стандартизировано под определенный дейдвуд. Могут быть незначительные отклонения в несколько сантиметров, но они не критичны. Такая унификация облегчает как выбор мотора под высоту транца, так и лодки под мотор.
Слишком длинная «нога» приведет к повышению сопротивления, из-за чего мотору будет сложнее выйти на требуемую скорость, его ресурс будет расходоваться быстрее, а прожорливость мотора возрастет, как и риск повреждения его нижней части.
Фото от jeena-paradies на unsplash
Разновидности систем пуска и управления
Запускаться лодочные моторы могут по-разному:
-
Тросовый стартер – классическое решение. Чтобы завести двигатель, нужно резко дернуть трос. Не слишком удобно, зато бюджетно.
-
Электростартер – атрибут дорогих современных моторов. Запуск осуществляется нажатием кнопки или поворотом ключа. Удобнее, но ощутимо дороже.
Система управления также может быть традиционной или более продвинутой. Первый вариант – это румпель, отходящий непосредственно от мотора. Он задает и направление движения, и скорость. Управляющему приходится постоянно находиться возле двигателя. Второй вариант – рулевая система или управление пультом. Более удобна, но и более дорогостоящая.
Популярные производители моторов для ПВХ-лодок
В России наиболее популярны американские, китайские, корейские и японские марки:
-
YAMAHA – один из столпов лодочно-моторной отрасли;
-
Suzuki – еще один именитый производитель из Японии;
-
Tohatsu – опять же Япония, высокое качество и широкий модельный ряд;
-
Mikatsu – подразделение корейского концерна Hyundai, качественные, мощные и сравнительно недорогие моторы;
-
MERCURY – ведущие моторостроители из США, имеющие производство в Японии.
-
Johnson – еще один именитый бренд из США;
-
Hidea – перспективный производитель из Китая;
-
HDX – китайские моторы, сочетающие неплохое качество и достаточную надежность.
Фото от matt-hardy на unsplash
К вопросу о регистрации
Согласно действующим регламентам для использования лодки с мотором мощностью от 10 л.с. требуется наличие прав и регистрации в ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам). Это значит, что придется регулярно проходить технический осмотр и платить транспортный налог. Ставку последнего можно рассчитать на основе нормативов, ежегодно публикуемых Налоговой службой.
Фото от nik-Q на unsplash
При регистрации инспекторы ГИМС обязательно проверят соответствие мощности мотора техническим параметрам лодки. Если двигатель окажется намного мощнее допустимого, то будет вынесен отказ. Поэтому учитывайте правило «легче лодка – слабее мотор» и учитывайте рекомендации производителя вашего плавсредства.